На что оно направлено?
Познавательное развитие направлено на:
-
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-
формирование познавательных действий, становление сознания;
-
развитие воображения и творческой активности;
-
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
-
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Что для этого делают наши педагоги?
Педагоги создают насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.
Помимо поддержки исследовательской активности, взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.
Педагоги создают возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений естественнонаучной области, математике, экологии. Педагоги читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий. Стимулируют детей размышлять на протяжении всего дня, опираясь при освоении понятий на текущие события и опыт.
Педагоги систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение. Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию.
Как это происходит?
Педагоги организуют разнообразные виды детской деятельности такие, как:
-
Рассматривание;
-
Наблюдение;
-
Чтение;
-
Игра-экспериментирование;
-
Развивающие игры;
-
Экскурсии и целевые прогулки;
-
Интегративная деятельность;
-
Конструирование;
-
Исследовательская деятельность;
-
Рассказы;
-
Беседы;
-
Создание коллекций;
-
Проектная деятельность;
-
Экспериментирование;
- Создание проблемных ситуаций и т.д.